ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Статья посвящена гармонизации экономической политики на основе системного качества национальной экономике. Двум проблемам уделено основное внимание: несовершенству и неэффективности сложившейся эконмической системы России и направлениям ее преобразования; рассогласованности фискальной и монетарной политики и способам их согласования. Исследование потребовало проведение анализа и оценки тридцатилетия радикальных экономических реформ в количественном, качественном и социальном измерениях. Специальное внимание уделено роли государства в стимулировании технологического и социального развития. Через всю статью проходит критический анализ и сопоставление двух подходов к стратегии развития экономики России и ее экономической политики.
В статье дан анализ текущей ситуации функционирования финансовой системы России в условиях санкций и мобилизационной экономики. Показана роль золотовалютных резервов и наличных денег в экономике. Выявлены особенности проявления «правила Фридмана» о наращивании денежной массы постоянными темпами в 4–5 % в разных экономических условиях. Рассмотрены сценарии экономического развития России.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
В статье рассматривается новая реальность российской экономики, заключающаяся в ведущейся объединенным Западом гибридной войне против современной России. Адекватным ответом на нее является перевод экономки России на рельсы мобилизационного хозяйства. Исследуя структуру и инструментарий мобилизационной экономики, автор обращает внимание, что в общем виде мобилизационное хозяйство представляет собой национальную экономику, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны и этноса как целостной системы. При этом, в отличие от военной экономики, в которой все хозяйственное функционирование подчинено требованиям войны, мобилизационная экономика – это экономика хозяйства, в котором военным задачам подчинена лишь его значительная часть. В конкретно исторических условиях данное определение может уточняться в зависимости от степени угрозы, военно-экономических и политических возможностей, готовности народа пойти на определенные жертвы ради организации отпора враждебным силам. В процессе проведенного анализа автор предлагает меры и инструментарий, соответствующие мобилизационной и частично военной экономике.
Статья посвящена обоснованию рисков формирования региональных стратегий интеграции на постсоветском пространстве. Риски обусловлены возможной опасностью материальных и иных потерь при вхождении хозяйственного комплекса региона в экономику страны-партнёра. В условиях военного положения на территории Русского Донбасса рекомендовано использовать экономико-математическую модель оптимального управления запасами материальных ресурсов стратегического назначения. Определено, что интеграционные стратегии будут действенными, если факторы экономического и других рисков будут нивелироваться инструментами диверсификации, страхования, проверки бизнес-партнёров, юридического сопровождения контрактов, адаптивного прогнозирования, стратегического планирования, информационной поддержки, кадрового менеджмента, обеспечения экономической безопасности. Предложена методика оценки риска возникновения дополнительных материальных затрат при реализации интеграционной экономической стратегии национального и регионального уровней. Методика адаптирована к системе управления интеграционными процессами Русского Донбасса в составе Российской Федерации, которая увязывает риски, возникающие при формировании стратегий интеграции на постсоветском пространстве, с возможностями стратегического планирования портфельного, делового, функционального, оперативного типов.
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
В работе приводится анализ сущности кадровой безопасности регионов как элемента их экономической безопасности. Рассмотрены и охарактеризованы различные виды угроз кадровой безопасности с точки зрения причины их возникновения. Особое внимание уделено концепции кадрового суверенитета, который предполагает обеспечение ключевых отраслей экономики страны и ее регионов собственными кадрами. Представлен опыт регионов Российской Федерации по реализации на практике идеи кадровой мобилизации. Разработана система индикаторов кадровой безопасности для организации мониторинга субъектов Российской Федерации. В нее вошли 6 проекций, включающих 24 индикатора, которые характеризуют различные аспекты кадровой безопасности регионов. Проведен мониторинг кадровой безопасности одного из регионов Приволжского федерального округа – Республики Татарстан. На основе проведенного анализа демографических и социально-экономических угроз кадровой безопасности дана оценка кадровой безопасности Республики Татарстан. Отмечен вклад передовых инженерных школ, создаваемых в различных регионах страны, в кадровое и научно-технологическое обеспечение суверенитета страны и ее кадровую безопасность.
Одной из проблем отечественного государственного и муниципального управления стала недостаточная эффективность программ развития, в частности национальной программы в сфере культуры. В статье предпринята попытка вскрыть причины недостаточной вовлеченности художественного рынка в экономический оборот города, выявлены институты этого рынка. В заключительной части работы предложены мероприятия, направленные на активизацию местного арт-рынка.
Данная статья посвящена проблемам внешнеторговой деятельности Республики Татарстан. В работе рассмотрены динамика и структура внешнеторговых показателей за ряд лет, а также предложено решение некоторых задач для повышения эффективности внешней торговли республики.