МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОТРАСЛЕЙ И ИНСТИТУТОВ
В статье раскрыты парадигмальные основания и сопровождение провальных реформ в России 90-х годов. Раскрыто теоретическое содержание и социальный смысл подмены понятий «рынок» и «капитализм» в период реформ. Раскрыта неэффективность наделенной (незаработанной) частной собственности. На основе опыта Китая показана несостоятельность объяснения принесенных жертв и понесенных потерь безальтернативностью модели российских реформ 90-х. На теоретическом и методическом уровне опровергнуты попытки объяснить накопившиеся экономические проблемы России избыточностью роли государства в экономике. Раскрыты три уровня противоречий российской экономики, включая экономическую политику. Представлены основные черты российской экономической модели. Предложена формула социально справедливого государства для внесения в Конституцию РФ.
Cтатья посвящена проблемам кризиса в реформировании собственности на земли сельскохозяйственного назначения и обоснованию концептуальных основ конструктивной позиции. Показаны политэкономические основы допущенных существенных просчетов в обосновании стратегических направлений и тактических решений в экономической реализации земельной собственности, парадоксы экономического и правового содержания собственности на землю, связанные с «захватом земли», а также с холдингами как экзогенными ее субъектами, имеющими аналогию с латифундиями в Древнем Риме, способствовавшими его падению. Приведены научно обоснованные рекомендации по корректировке земельной реформы в России.
В статье раскрывается институциональное содержание и значение денег. Доказывается, что деньги – это институт, отражающий на каждый период времени определенное структурированное отношение между индивидами, дающее импульс или к созиданию, или к разрушению, деградации. Подчеркиваются также не экономические детерминанты денег, которые сегодня вносят свою специфику в содержание эволюции современной денежной цивилизации.
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Показатели безработицы входят в число ключевых макроэкономических показателей, на основании которых оцениваются текущие тенденции и перспективы развития экономики. В качестве цели работы обозначен анализ динамики безработицы населения. Для оценки ситуации на рынке труда в статье проанализирована динамика безработицы населения Российской Федерации с 2000 по 2019 годы.
Функция государства по развитию социально-экономической сферы через поддержку предпринимательских инициатив, текущая потребность бизнеса в государстве как в источнике сокращения издержек, опыт транснациональных компаний в лоббировании своих интересов формируют потребность образования в компаниях кадровых подразделений – GR-структур, специализированных на взаимодействии с государством. В статье вопросы создания данных подразделений рассмотрены на примере резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
На сегодняшний день редко форумы, посвященные тематике государственного и муниципального управления или информационно-коммуникационным технологиям, обходятся без рассмотрения вопроса реализации концепции «умного города». Понятие «умный город» трактуется широко и по-разному. Однако во всех рассмотренных подходах главная роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, помогающим наиболее эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни благодаря вовлечению властей, граждан и бизнеса. Сегодня управление в цифровом «умном городе» осуществляется на основе данных, выступающих главенствующим элементом городской экосистемы и ее отдельных компонентов – умной энергетики, умного транспорта, умной системы жилищно-коммунального хозяйства, умного здравоохранения и т.д.
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В статье изложены экологические проблемы, которые связаны с разработкой критериев оценки и алгоритма прогнозирования безопасности на территориально-промышленных комплексах урбанизированных территорий с целью обеспечения экологической и техносферной безопасности путем проведения мониторинга с оценкой приоритетных загрязнителей среды обитания человека.
Применение информационных технологий стало повсеместной практикой в управлении, создаются технологии для «умных городов», открытых правительств и т.п. Миллиарды бюджетных средств тратятся на их создание, но прошедшая пандемия показала их недостаточную эффективность при использовании в кризисных ситуациях. Вместе с тем, многие осознали важность наличия достаточного количества ресурсов для обеспечения безопасности жизнедеятельности города и горожан.